Начало евангельского движения на Сумщине

Из бесед с ветеранами баптистского движения, изучения их документов установлено, что первая община евангельских христиан-баптистов на Сумщине возникла в 1883 году в г. Конотопе.

Как свидетельствуют архивные документы, в 1914 году в Конотопе, Конотопском и частично Кролевецком уездах насчитывалось до 1380 баптистов. Руководителем общины баптистов Конотопского региона был Хоменко А. Н., а пресвитером и духовным наставником — Дубовик А. Д.

В 1890 году появилась община ЕХБ в с. Низы (Сумской район), а в 1894 году — в с. Казацкое (Конотопский район). С осени 1897 года действует община ЕХБ в Сумах. Ее первым пресвитером был избран А. Г. Иваненко. К началу 1917 таких общин в области было уже около тридцати.

1
Конотопская церковь евангельских христиан-баптистов. 1911 год. В центре, второй ряд снизу, шестой слева — Хоменко Алексей Никитович.

Следует отметить, что так называемые защитники государственной церкви с самого начала евангельского движения объявили ему “войну”. Они умышленно называли украинских баптистов “штундами”, чтобы обвинить их в распространении “немецкой веры”, подготовке выступления против царя и т.п. Так сложилось негативное общественное мнение о протестантах. А это, в свою очередь, существенно повлияло на отношение к ним царской власти.

Преследования протестантских религиозных организаций начались уже с первых лет их существования. Особенно жестокими они были в годы деятельности обер-прокурора священного Синода Победоносцева (1880-1905).

Православные священники в храмах осуждали “новые секты”, называли их еретическими. Пользуясь поддержкой государства, духовенство РПЦ проповедовало “нетерпимость” к новой вере, ненависть к тем, кто отошел от православия. Священники настраивали людей, отдельные группы совершали нападения на молитвенные дома протестантов, били окна и даже производили поджоги, обижали служителей и членов церкви.

Не имея успеха в борьбе с евангельским движением, представители РПЦ обращались к структурам власти с предложениями усилить борьбу против “штундизма”. Хотели забирать у них детей и воспитывать их в православной вере, а самых “штундо-баптистов” нигде не принимали на работу, создавая им невозможные условия жизни.

И когда 4 июня 1894 году вышел царский Указ “О признании штунды особо опасною сектой и в воспрещении собраний штунды”, то это уже не вызвало удивления.

В паспорте каждого гражданина была графа “вероисповедание”. И это не было просто формальностью. Государство всеми средствами принуждало людей придерживаться православной веры, которая считалась первостепенной и господствующей.

Остальные религиозные организации подразделялись на терпимых, то есть допустимых (католики), и гонимых (протестанты, старообрядцы и т.п.). Иноверцы (терпимые) не имели права занимать государственные должности, а другие верующие (гонимые) испытывали всяческие преследования.

В “Уложении в наказаниях” был специальный раздел — “Преступления против веры”, которым предусматривались наказания за переход от православной к другой вере высылкой в Сибирь на вечное поселение или каторжными роботами от 8 до 10 лет.

Бракосочетание членов сектантских религиозных организаций считалось незаконным. Когда сектант умирал, его запрещали хоронить на общем, то есть православном кладбище. Поэтому тела умерших погребали на еврейских кладбищах или просто в поле.

Немало преследований испытали в эти годы подвижники украинского евангелизационного движения В. Г. Павлов, М. Т. Ратушный, Д. Г. Тимошенко и прочие. Пожизненными изгнанниками  стали И. Г. Рябошапка, В. А. Пашков. А как много неизвестных страдальцев за веру погибло бесследно в местах ссылок…

Весь мир тогда заговорил об угнетении и преследовании баптистов в Российской империи, особенно на юге Украины, и правительство было вынуждено пересмотреть правовой статус так называемых “иноверцев”.

Уже в 1903-1904 годах были выданы императорские указы о веротерпимости. Отход от православия не преследовался, разрешено создание общин, открытие молитвенных домов. Детям сектантов позволяли учиться в общих учебных заведениях без обязательного посещения уроков “Закона Божьего”.

С объявлением Манифеста “Об укреплении начал веротерпимости” в апреле 1905 года были освобождены и вернулись на родину много сосланных украинцев.

Однако царские указы, которые вышли в 1903-1905 годах, незначительно уменьшили жестокость преследований, потому что в них говорилось только о веротерпимости, а не о полной религиозной свободе. Так, согласно действующему законодательству, не позволялось принимать в общины ЕХБ и крестить детей в возрасте до 21 года. Не предполагалось создание Союза ЕХБ, хотя он фактически существовал.

В 1912-1913 годах правительством снова были приняты законодательные акты, которые ограничивали свободу совести. Закономерно, что такое враждебное отношение, многолетние преследования царским режимом протестантов, пренебрежительное и жестокое отношения к ним привели к формированию замкнутой модели взаимоотношений протестантских религиозных организаций с властями.