Верующие Сумщины в период становления тоталитарного режима (20-40-е годы)

20-е годы были благоприятными для евангелизационного движения в Украине и в нашей местности, соответственно. Согласно сведениям, полученным от бывшего старшего пресвитера церквей ЕХБ Сумской области Кибенко В. Л., именно в этот период (1921-1927 годы) возникли и начали действовать новые общины ЕХБ в селах Воропаи, Волошновка, Коровинцы, Кучеровка, Марчихина Буда, Недригайлов, Хоменцы и других.

По состоянию на 1.01.1930 года на территории области действовало 106 религиозных общин евангельских христиан-баптистов и христиан веры евангельской (пятидесятников).

Казалось, религиозная жизнь наконец становится свободной, без гонений и преследований. Однако в 1927 году начались государственные акции против религиозной жизни народа. В 1928 — закрыт журнал “Баптист Украины”. В 1929 году общее Постановление ВЦВК и РНК “О религиозных объединениях” свело религиозную свободу на нет. С тех пор сталинский тоталитарный режим открыто начал многолетние преследования Церкви.

Богоборческая политика государства велась в трех основных направлениях: преследование и физические репрессии против священнослужителей и верующих, раскольническая деятельность среди служителей Церкви, уничтожение материальной базы церквей (храмов, молитвенных домов и т.п.).

Согласно официальной статистике, которая была опубликована с 1917 по 1922 годы в советской печати, по решению так называемых «судов» расстреляны 1 млн. 800 тыс. чел., в том числе 2 митрополита, 28 архиепископов, 1404 священника. Не утешительной эта статистика была и на Сумщине, где за веру в 30-40 годы были репрессированы сотни священнослужителей и простых верующих.

До образования Сумской области в январе 1939 года судьба верующих нашего края была связана с судьбой религиозных общин Курской, Полтавской, Харьковской и Черниговской областей. Отсюда – недостаток первоисточников, а это не дает возможности показать, сколько людей на самом деле расстреляно, замучено за веру на нашей земле.

2
Иван Вениаминович Каргель (1849-1937)

Тяжелым ударом для протестантских организаций области стал арест известного евангелиста Ивана Вениаминовича Каргеля, который с августа 1920 года проповедовал в общине ЕХБ с. Николаевка (теперь смт. на Белопольщине).

Здесь И. В. Каргель ближе познакомился с Копликом Архипом Семеновичем, который еще в царские времена был наказан за проповедь Евангелия, отбывал срок в Харьковской тюрьме и освободился лишь после революционных событий 1917 года.

В 1920 году в Николаевке И. В. Каргель провел полторамесячные, а в 1923 — двухмесячные курсы, на которых училось 55 человек со всей Сумщины. Важно отметить, что на курсах преподавались догматика, гомилетика, толкование “Откровение Иоанна Богослова” и т.п.

Спустя некоторое время Иван Вениаминович был вынужден переехать в с. Токари-Бережки, где продолжал свою проповедническую деятельность.

Трагически сложилась судьба его семьи. В 1936 году были арестованы дочери Елизавета и Мария, которые больше 10 лет находились в тюрьмах и ссылках в Сибири.

В 1937 году в 88-летнем возрасте был арестован и заключен в Сумскую тюрьму И. В. Каргель. Правда, со временем был освобожден по состоянию здоровья и вскоре умер. Похоронен Иван Вениаминович на городском кладбище г. Лебедина.

3
Возле могилы духовного пионера баптистского движения в Украине И. В. Каргеля председатель Союза ЕХБ Украины Я. К. Духонченко, его заместитель — Г. И. Комендант, старший пресвитер по Сумской области В. Л. Кибенко. 1983 год. г. Лебедин.

Третья дочь — Елена Ивановна, которая приехала из Ленинграда присматривать за больным отцом, 5 декабря 1937 года была арестована и, по обвинению в контрреволюционной агитации решением особой тройки УНКВД Харьковской области, осуждена к высшей мере наказания — расстрелу. Приговор был исполнен в г. Сумы 16 января 1938 года.

В областном архиве сотни документов репрессированных священнослужителей в 60-е годы свидетельствуют о групповом характере арестов и уничтожении верующих, особенно протестантов, которых репрессировали целыми общинами.

В апреле 1938 года по обвинению в контрреволюционной и подпольной сектантской деятельности была почти полностью расстреляна община евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) с. Бранцовка Краснопольского района.

По решению особой тройки были уничтожены Лазаренко Ефим Владимирович, Лазаренко Панько Васильевич, Лазаренко Григорий Васильевич, Макаренко Афанасий Трофимович, Забара Кузьма Петрович, Свинаренко Семен Викторович, Максименко Федор Васильевич.

Как показало ознакомление с архивными документами, в следственных делах не было никаких доказательств, которые бы подтверждали антисоветскую деятельность этих людей.

Абсурдным было обвинение общины в “нелегальной” деятельности. Она существовала законно, поскольку была зарегистрирована в соответствующих органах государственной власти. При желании это было очень просто проверить. Также установлено, что во время рассмотрения этого дела имели место факты незаконных методов ведения следствия.

В октябре 1937 года решением Тройки УНКВД осужден к расстрелу пресвитер Тростянецкой общины ЕХБ Святуха С. Д., а Белокопытов М. И. — член этой общины — к 10 годам исправительных лагерей.

Аресты приобрели серьезные масштабы. В конце 1937 года была арестована группа ЕХБ с. Кондратовка Сумского района. Обвинение абсурдное — “контрреволюционная кулаческая группа, которая выступала против коллективизации”. Архивные документы, которыми тогда руководствовалось так называемое следствие, свидетельствуют о другом — это были середняки и бедняки, которые в 1930 году вступили в колхоз. Несмотря на это, руководители группы Применко Василий Иосифович, Лесниченко Константин Иванович и Лесниченко Сергей Иванович были осуждены к высшей мере наказания и в начале 1938 — расстреляны.

Еще пять членов церкви ЕХБ г. Сумы были репрессированы в октябре 1940 года: Лебедь П. М., Прийменко А. П. — осуждены к расстрелу, Безверхий А. А. — осужден на 10 лет, Карпенко Г. И. и Мартимьянов Т. Т. — на 7 лет.

В марте 1941 года арестовано еще десять членов этой общины, в т.ч. пять женщин: Верба Ефросиния Ефимовна, Горун Татьяна Кирилловна, Дубровенко Александра Григорьевна, Корниенко Ульяна Ивановна, Чернышева Мария Семеновна, Артеменко Владимир Харитонович, Бурмака Петр Дмитриевич, Безверхий Григорий Митрофанович, Максячко Алексей Андреевич, Савенко Алексей Андреевич. Все они были арестованы и осуждены как члены антисоветской сектантской религиозной организации “Евангельские христиане” по обвинению в контрреволюционной антисоветской агитации (Архив УСБУ, П-12505). Как было установлено позднее, это не имело ничего общего с действительностью.

Такая же судьба постигла и служителей церкви ЕХБ Петра Суховлєва из Глухова, Гаврилы Безгорючего из Ромен, Никиту Безкоровайного из с. Куличка, Ємельяна Шумила из с. Большие Луки Лебединского района и многих других.

Время от времени в местные органы власти поступали распоряжения ЦК ВКП(б) о запрете любой деятельности, способной напомнить людям об их вере, давних христианских традициях и т.п. Положение церкви все более усложнялось.

Начиная с 1933 года религиозные организации были провозглашены “агентами фашизма”, что стало моральным обоснованием массового закрытия православных храмов и протестантских молитвенных домов. Усилилось административное давление на верующих. Тех, кто противостоял произволу власть имущих, называли “врагами народа”.

Гигантская карательная машина работала на полную мощь, уничтожала иногда по решению т.н. судов, иногда без всякого суда, сотни тысяч ни в чем не повинных людей, в т.ч. руководителей религиозных организаций и простых верующих.

Таковыми были события религиозной жизни области в трагические 30-40 годы, накануне Второй Мировой и Великой Отечественной войны.