Жизнь верующих во время войны и в первые послевоенные годы (1941-1953 годы)

В период Великой Отечественной войны церковь была вместе со своим народом. Примеров преданного служения верующих и духовенства своей Родине было немало в каждом городе и деревне.

Во время войны резко изменилась сталинская политика в отношении религии. Началась либерализация государственно-церковных отношений. С этой целью в сентябре 1943 года при Совете народных комиссаров СССР был создан специальный государственный орган – Совет по делам Российской православной церкви. В мае 1944 года постановлением Совнаркома СССР был создан Совет по делам религиозных культов для связи правительства с религиозными организациями других, неправославных вероисповеданий. Аналогичные структуры были созданы и в республиках.

Для осуществления новой религиозной политики в областях Украины, как и во всем Советском Союзе, в конце 1949 года были назначены уполномоченные Совет по делам РПЦ и Совет по делам религиозных культов. Они решали вопросы регистрации общин, открытия храмов, молитвенных домов и т.п. Уполномоченными Совета по делам РПЦ в Сумской области были назначены Т. Носуленко (1944-1948 гг.), С. Гриненко (1948-1953 гг.), Е. Валахов (1961-1966 гг.). Уполномоченными Совета по делам религиозных культов в Сумской области работали: А. Чаловский (1945-1952 гг.), Я. Севастьянов (1952-1960 гг.), И. Лиходей (1960-1966 гг.). С 1966 года эти должности были объединены, и с того времени назначался уполномоченный по делам религий.

Почти одновременно с этим восстановились притеснения и гонения на протестантов. Так, в 1945 году в области были зарегистрированы, а в 1948 безосновательно сняты с регистрации 22 общины ЕХБ. Тогда это означало практически полный запрет их религиозной деятельности. Натиск постепенно усиливался. В 1949 году были сняты с регистрации еще 15 общин ЕХБ, в том числе в селах Скряговка Тростянецкого, Ротовка и Ховзовка Путивльского, Хотень Сумского районов.

В первые послевоенные годы количество религиозных общин ЕХБ немного уменьшилось. На 1.01.1949 года их осталось 61. На областном уровне руководство этими общинами осуществляли старшие пресвитеры. Первыми из них в Сумской области были А. Ф. Димитриев (1945-1954), В. Я. Суханов (1954-1958), П. С. Лисовенко (1958-1960), А. Т. Теслюк (1960-1962), В. К. Щавлинский (1962-1963).

Однако период “потепления” в государственно-церковных отношениях был шатким и непродолжительным. Многие из партийных руководителей откровенно говорили об отходе от “марксистско-ленинских позиций”, о “закручивании гаек” относительно церкви и т.п. Уже с 1948 года последовательное развитие государственно-церковных отношений практически остановилось.

На Сумщине по обвинению в антисоветской деятельности в 1947 году были арестованы и лишены свободы на 8 и 5 лет соответственно пресвитер церкви ЕХБ с. Комишанка Недригайловского района Мошенский Иван Сергеевич и член этой общины Подоляко Даниил Макарович.

За период с 1951 по 1953 год за веру (хотя в судебных приговорах значилось “За антисоветскую деятельность”), были жестоко наказаны десятки жителей Сумщины, в т.ч. и пожилых женщин.

Только в Сумском районе за эти годы безосновательно к уголовной ответственности были привлечены члены общины ЕХБ с. Кровное: Бурда Ирина Семеновна, Белокур Александра Наумовна, Ковтун Антонина Ефимовна, Харченко Анастасия Федоровна.

Таким образом, развитие событий и исторические факты свидетельствуют о том, что государственная политика в церковно-религиозной сфере в этот период, как и в 20-40 годы, не изменилась. Она состояла не в отделении Церкви от государства, как об этом говорилось официально, а в порабощении государством Церкви и в истреблении тех конфессий, которые на такое порабощение добровольно не шли.