Хрущевская “оттепель”, брежневский застой и горбачевская перестройка (1953-1990 годы)

После смерти И. Сталина (1953 год) власть проводила жесткую политику в сфере государственно-церковных отношений. Если Сталину для проведения политики в “религиозной жизни” не нужны были “санкции”, разрешение партийных органов, и он действовал на свое усмотрение, то, начиная с 1954 года вопросы государственно-церковных отношений постепенно перешли в сферу партийной деятельности. Это и определило антицерковную кампанию конца 50-х — начала 60-х годов.

Н. С. Хрущов, который в 1953 году стал первым секретарем ЦК КПСС, считал сталинский “либерализм” по отношению к церкви отходом от марксизма-ленинизма. Поскольку было объявлено о построении коммунизма еще при жизни нынешнего поколения (до 1980 года), то для религии, конечно, места там не оставалось. Началось своего рода состязание по таким показателям: снятие общин из регистрации, закрытие и уничтожение храмов и молитвенных домов. Документы свидетельствуют, насколько бесцеремонно это делалось.

Так, 20 июня 1961 года на имя уполномоченного Совета Министров Украины по делам религиозных культов И. Лиходея поступило заявление от пресвитера Роменской общины ЕХБ Гришко М. К.:

“Решением народного суда от 15.06.61 года у нас забрали и передали государству молитвенный дом, приобретенный общиной в 1945 году. На протяжении 15 лет мы осуществляли текущие и капитальные ремонты, платили все налоги. Просим Вашего содействия по возвращению Роменским городским советом молитвенного дома общине”.

Под подписью пресвитера отметка уполномоченного:

«Заявителю дано разъяснение через старшего пресвитера, что городской совет эту просьбу отклонил. Предложено найти новое помещение на правах аренды». 27.06.1961 г.

 

4
Молитвенный дом церкви ЕХБ в Сумах. 1953 год.

Нередко богослужения проводились в частных домах верующих.

Еще одним направлением борьбы тоталитарного режима с религией была постоянная раскольническая деятельность среди руководителей и верующих протестантских религиозных организаций с целью разделения Церкви изнутри. Под давлением государственных органов Всесоюзный Совет ЕХБ в декабре 1959 года принял ошибочное “Положение о Всесоюзном Совете ЕХБ” и “Инструктивное письмо старшим пресвитерам” областей. Эти документы серьезно ограничили деятельность религиозных организаций: не допускались на молитвенное собрание дети, сведено к минимуму крещение молодежи и т.д.

Конечно, это не могло не вызвать негодования верующих. Именно из-за этих документов братство ЕХБ в Украине разделилось на регистрированных и нерегистрированных. Последние перешли в нелегальное положение, а для руководства деятельности своих общин в 1965 году на Всесоюзном совещании избрали Совет Церквей (СЦ ЕХБ). Его возглавил Г. К. Крючков.

Духовное руководство религиозных общин ЕХБ в эти годы осуществляли: А. Л. Андреев (1944-1966), М. И. Мельников (1966-1974), Я. К. Духонченко (1974-1993).

Протест против упомянутого “Положения” и “Инструктивного письма” был так силен, что уже в 1963 году они были упразднены, а со временем руководство ВСЕХБ публично покаялось в своих ошибках. Но это не сохранило единства евангельских христиан-баптистов.

Отголоски раскола докатились и до Сумщины. В 1963 году под влиянием деятельности т.н. “прокофьевцев” (представителей СЦ ЕХБ) распалась община ЕХБ в пгт. Середина-Буда. Неурядицы, споры, недоразумения ощущались и в других общинах.

1961-1964 годы были тяжелым периодом для христиан. Длились преследования и всяческие притеснения. Известно много случаев необоснованного привлечения верующих к уголовной ответственности. Часто судили за принадлежность к сектантам или согласно Указу о тунеядцах. Нередко верующие попадали в тюрьму за то, что их дети посещали богослужения и воспитывались в религиозном духе.

Кстати, именно в годы массированной антирелигиозной пропаганды русский писатель О. Солженицын создал положительный образ христианина-баптиста в повести “Один день Ивана Денисовича”, опубликованной в 1962 году.

С 1961 по 1964 год только в нашей области были осуждены за религиозную деятельность, которая не имела криминального характера, евангельские христиане-баптисты Зикунов М. Е. и Наливайко Я. М. из Середино-Будского и Солошенко Я. Я. из Лебединского районов.

Так называемая хрущевская “оттепель” в религиозной жизни была довольно суровой, но не лучшим стало и двадцатилетие брежневского застоя (1964-1983 годы). Конечно, после октябрьского (1964 год) Пленума ЦК КПСС, на котором Н. С. Хрущова заменил Л. И. Брежнев, у немалой части населения, особенно верующих, появился луч надежды о переменах к лучшему. Но он быстро угас, потому что и брежневская команда продолжала перестройку общества, в котором места религии не было. И дальше развивалась кампания по закрытию религиозных общин, уничтожению храмов и молитвенных домов.

В центр доходила искаженная информация о “достижениях” атеистической пропаганды, о массовом переходе верующих на позиции материалистического мировоззрения, о сокращении крещений, религиозных обрядов бракосочетания и погребений умерших. Однако даже фальшивые факты свидетельствуют о том, что “достижения” были скорее на бумаге, чем в жизни. По официальной информации уполномоченного по делам религии в Сумской области находим такие данные о крещении детей:

1978 год — 199 человек;

1980 год — 152 человека;

1982 год — 120 человек;

1983 год — 92 человека.

Однако же надо заметить, что эти данные не были объективными. Они удовлетворяли высшее партийное руководство и настораживали руководителей религиозных организаций. Духовенство скрывало правдивые данные о количестве крещений, венчаний, и т.п. Протестантские пресвитеры не вносили в списки общин верующих с высшим образованием, студентов и всех тех, кто опасался потерять работу или должность. Поэтому, не удивительно, что количество верующих в общинах ЕХБ в области в эти годы почти не менялось. А именно: в 1976 году — 3392 чел. в 1978 году — 3348 чел. в 1980 году — 3318 чел.

Интересно, что те, кто писал эти цифры и те, кто читал отчеты, хорошо знали об их недостоверности. Возникло существенное противоречие между реальной религиозной ситуацией и той, которая была в официальных отчетах.

К величайшему сожалению, и в эти годы не прекратились преследования верующих. Новая волна репрессий докатилась до Сумщины.

В 1966-1971 годах за активную религиозную деятельность в области было осуждено 13 человек, в их числе: служители религиозных общин СЦ ЕХБ Чайка Б. А., Коплик М. И., Петренко А. А., Нечай М. П., Шепель А. А., Сасин В. П. и другие.

Конечно, это не могло не вызвать негодования верующих.

20 мая 1969 года в отделе писем ЦК КПСС под №77914 было зарегистрировано заявление евангельских христиан-баптистов Сумской области на имя Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева и Главы Совета Министров СССР А. М. Косыгина.

Так, свидетельствуют документы:

“Мы, евангельские христиане, проживающие в УССР, Сумской области, вынуждены обратиться к Вам со следующим:

…Мы, живя в самой гуманной стране мира, где царят справедливые законы, испытываем с нашими братьями и сестрами всей страны поругание, тюрь­мы, штрафы, угрозы со стороны местных властей по единственной причине, что мы не согласны изме­нить своему Господу и стать на преступный путь атеизма…

В нашей области с 1961 по 1969 год было осуждено четверо наших братьев, из кото­рых двое продолжают отбывать срок. Очень мно­го штрафов, постоянные угрозы, перепись на со­браниях, обыски…

Такого беззакония не знает целый мир. Мы просим дать ответ на наше заявление не новыми репресси­ями…, а освобождением всех наших единоверцев с мест лишения свободы…

Только таким путем мы можем отрегулировать нормальные отношения с вашей и нашей стороны”.

Под этим заявлением стоят подписи 144 верующих. Однако преследования длились до 1988 года.

В наиболее сложном и трудном положении находились верующие незарегистрированных религиозных общин, которые в связи с этим были лишены права собираться на богослужения.

Верующих не останавливали запреты отмечать религиозные праздники: Пасху, Рождество Христово и прочие, хотя молодых людей исключали за это из комсомола, а их родителей и учителей — из партии.

Определенные трудности возникали и во время похорон. Как свидетельствуют архивные документы, руководители религиозных общин подлежали штрафу даже за “незаконное пение псалмов во время похоронной процессии”.

Перестройка и демократизация, которые начались с 1985 года в Советском Союзе по инициативе М. С. Горбачева, положительно повлияли на государственно-церковные отношения и на религиозную жизнь. Но первые три года этой перестройки еще несли в себе сильное влияние воинственно-атеистической политики правительственных структур.

Переломным моментом в государственно-церковных отношениях стало празднование 1000-летия крещения Киевской Руси. Торжество прошло в Сумах, Глухове, Ромнах, Лебедине, в других городах и селах области.

Здесь целесообразно отметить, что в 60-90 годах обязанности старшего пресвитера ЕХБ в области выполняли: Ф. И. Применко (1964-1969), Г. И. Павленко (1970-1977), В. Л. Кибенко (1977- 1995).

С того времени, как Украина стала независимым самостоятельным государством, начались активные процессы духовного и национального возрождения. В религиозной жизни и государственно-церковных отношениях наступил новый период.