Евангельские христиане-баптисты Сумщины в период независимости

Изменения в религиозно-церковной жизни Украины, которые произошли после провозглашения независимости, свидетельствуют, что 70-летний атеистический режим так и не смог разрушить традиционного веропризнания украинского народа, который остался глубоко верующим. Религиозная свобода стала фактом.

6
Встреча руководства Союза ЕХБ Украины с пресвитерами области, 1997 год
Кибенко Виктор Лукич - старший пресвитер, руководитель Сумского областного объединения церквей евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) с 1977 по 1995 год
Кибенко Виктор Лукич — старший пресвитер, руководитель Сумского областного объединения церквей ЕХБ с 1977 по 1995 год

Так закончился период гонений и репрессий тоталитарного режима против Церкви, период, который отличался особой жестокостью и размахом. Понадобилось больше 50 лет, чтобы понять абсурдность обвинений и уничтожения людей за их веру и мировоззрение.

Демократизация нашего общества открыла широкие возможности для активизации религиозной жизни. В период с 1991 по 1999 год произошли существенные изменения в структуре религиозных организаций области. Прежде всего, выросло количество конфессий, направлений и общин, появились новые, нетрадиционные религии.

Среди протестантских организаций наиболее численной осталась сеть общин ЕХБ, которых на начало 2000 года было 64. Областное объединение церквей ЕХБ с 1995 года возглавлял Марченко А. А., а с 1997 года — Савченко В. П. Тогда же, в конце 1996 года, было принято решение об открытии в Сумах библейского колледжа, первым директором которого стал Нечай В. П.

Первый набор библейского колледжа (1996-1998 годы)
Первый набор библейского колледжа (1996-1998 годы)

Еще одно важное изменение произошло в вопросе строительства новых молитвенных домов.

В период с 1991 до конца 1999 года члены церквей ЕХБ своими силами, не жалея средств и времени, построили 9 молитвенных домов.

Настоящим украшением областного центра стали прекрасные храмы церквей “Свет Евангелия” и “Добрая Весть”.

Водное крещение новообращенных членов Церкви ЕХБ проводит старший пресвитер, глава областного объединения церквей ЕХБ Савченко В. П., г. Ромны, 1998 год
Водное крещение новообращенных членов Церкви ЕХБ проводит старший пресвитер, глава областного объединения церквей ЕХБ Савченко В. П., г. Ромны, 1998 год

За период с 1991 по 1999 год по приглашению руководителей религиозных общин область посетило 130 заграничных миссионерских групп общей численностью 970 человек. Это в значительной мере содействовало активизации благотворительной деятельности протестантских религиозных организаций.

Начиная с 1997 года по инициативе областного объединения церквей ЕХБ при участии миссионеров из США в Сумах и Лебедине ежегодно проходили детские лагеря.

Необходимо также отметить, что заграничные миссионеры содействовали строительству молитвенных домов ЕХБ в Сумах, Шостке и Конотопе.

Большим прогрессом в государственно-церковных отношениях стало принятие в 1992 году Закона Украины “Об альтернативной (невоенной) службе”. Это было свидетельством понимания государством духовных проблем верующих людей, их давней мечты безоговорочно служить Господу.

Марченко Алексей Алексеевич — старший пресвитер, руководитель Сумского областного объединения церквей ЕХБ с 1995 по 1997 год

В первые годы действия закона свыше ста верующих юношей воспользовались возможностью заменить выполнение военной обязанности альтернативной (невоенной) службой на государственных предприятиях, учреждениях социального обеспечения, здравоохранения, а также в сфере коммунального и сельского хозяйства области.

Еще совсем недавно за отказ служить в армии по религиозным убеждениям их преследовали соответствующие органы. Теперь эта моральная и правовая проблема решена.

Итак, история первых лет независимости Украины продемонстрировала выход на новый уровень государственно-церковных отношений в этот период.

Протестантские церкви получили долгожданную возможность для своего возрождения. Государственные структуры, особенно на областном уровне, с пониманием относились к их проблемам: имущественным, межконфессиональным, а также вопросам, связанным с альтернативной (невоенной) службой, международными связями и т.п.

Человечество вступило в третье тысячелетие. Закончилась целая эпоха в истории протестантской Церкви, но ее триумфальный ход продолжается. Перед Церковью приоткрываются новые перспективы, но возникают и новые проблемы — проблемы роста. Нужно действовать, неустанно работать и помнить выражение ап. Павла: “Пока есть время, будем делать добро всем”. (Библия, Гал. 6:10).